Иоанн Креститель и пророк Илия

Иоанн КрестительИоанн Креститель и пророк Илия - кто они? Одна ли это личность, или это разные личности?

Много вопросов возникает у верующих по поводу ответа Иисуса Его ученикам, когда те спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? (Матф.17:10)

На что Он ответил им: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. (Матф.17:11-12)

На протяжении всей истории христианства неверное толкование этих строк Писания приводило к возникновению различных ересей, наподобие теории перевоплощения, основанной на языческих учениях.
Причиной неверного толкования в основном являлось поверхностное знание еврейской культуры и выхватывание строк Писания из всего контекста Библии.

Привожу толкование Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского на Матф.17:10-12:

И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?

Обманывая народ, книжники говорили, что Он не Христос, ибо если бы Он был таковой, то Илия заранее пришел бы. Они не различали двух пришествий Христа: первого из них предтеча Иоанн, второго же - Илия. Это и Христос объясняет ученикам. Ибо слушай!
Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели, так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

Говоря: "правда, Илия должен придти прежде", показывает, что он еще не пришел, придет же, как предтеча второго пришествия, и устроит в вере во Христа всех евреев, которые окажутся послушными, устрояя их как бы в отеческое наследие, которого они давно лишились. Говоря же: "Илия уже пришел", намекает на Иоанна Предтечу. Они сделали с ним, что и хотели, убив Его, ибо, позволив Ироду убить его, хотя имели возможность воспрепятствовать, они сами убили. Тогда ученики, став вдумчивее, поняли, что Господь назвал Иоанна Илиею, потому что он был предтеча первого, как Илия будет предтечей второго пришествия Его.

Также возникают трудности с пониманием послания Ангела Господня Захарию, будущему отцу Иоанна Крестителя, о том, что жена его Елисавета, будучи неплодна, родит ему сына и он, Захарий, наречет ему имя Иоанн, и что он будет в силе и духе Илии.

Вот как толкует Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский строки Священного Писания Лук.1:15-17:
"Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный."

Ангел возвещает, что Иоанн будет велик, но пред Господом, ибо многие называются великими пред людьми, но не таковы пред Богом, например лицемеры. А Иоанн велик по душе, как и всякий соблазняющийся мал по душе. Ибо ни один великий не соблазняется, но малые и малодушные, как и Господь говорит: "кто соблазнит одного из малых сих" (Мф. 18, 6). Как родители Иоанна были праведны "пред Богом", так и сын их велик "пред Господом". - "Сикерою" называется все, что, будучи не из винограда, может произвести опьянение. - Исполнен он был "Духа Святаго" тогда, как был еще в утробе матери. Когда пришла к Елисавете Матерь Господа, то младенец, радуясь пришествию Господа, взыграл. - "Возвратить сердца отцов детям", то есть обратить евреев к апостолам, ибо иудеи были отцы, а апостолы - дети их. Обратил сердца иудеев к апостолам учением и свидетельством о Христе; а свидетельствующий о Христе делает и учеников Его вполне достоверными. Иоанн не всех обратил, но многих; а Господь просветил всех. Пришел он "в духе Илии", потому что как в Илии действовала благодать, так и в Иоанне, и как Илия - предтеча второго пришествия, так Иоанн - первого. И в "силе Илии", потому что пришествие обоих, Илии и Иоанна, имеет одну и ту же силу, именно: приводит ко Христу. И в другом смысле Иоанн пришел в силе и духе Илии, потому что и он был пустынник, воздержник и обличитель, как Илия. - Возвратил "непокоривым" иудеям "образ мыслей праведников", то есть учение апостолов; мудрость же апостолов - благодать Духа в них, которой они были управляемы. "Представить Господу", то есть Христу, "народ приготовленный", то есть людей, способных к принятию проповеди. Скажу некоторое подобие. Когда приходил какой-нибудь пророк с проповедью, то не все веровали, но способные, то есть предуготовившие себя к тому, ибо как если кто-нибудь придет в дом ночью, то не все его принимают, но бодрствующие и ожидающие его и приготовившиеся к принятию, так и Иоанн приготовил Господу людей, но не непокорных, а способных, то есть предуготовившихся к принятию Христа.

Эти два примера толкования одного из древних отцов церкви Христовой должны подтолкнуть нас, верующих, к более внимательному и глубокому размышлению над строками Священного Писания, чтобы уберечь свое сердце от падения в пропасть различных ересей.

Любовь Божья во Христе Иисусе со всеми нами. Аминь.

Эта запись была опубликована в рубрике Статьи и отмечена метками , . Добавить в закладки ссылку.

1 в ответ на Иоанн Креститель и пророк Илия:

  1. Лариса пишет:

    Мне вспомнилось событие, которое произошло со мною несколько лет назад. Я как то упала и спустя несколько дней у меня начала расти опухоль на ноге. Я молилась и мазала мазью “Капсикам ” свою коленку. Опухоль уменьшилась, но не совсем. Я была вдалеке от дома и если бы я обратилась в больницу, то денежные затраты были бы не маленькие у моих родных и у меня была надежда только на Господа Бога. И вот мой внук играл и взял колесо от коляски, бросил и попал на мою коленку. Я не упрекнула малыша, но подумала, что опухоль опять будет расти, но Господь совершил чудо. Опухоль у меня исчезла. Слава всесильному Богу.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *


*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>